«Черное море остается единственным нетронутым местом в мире. У него феноменально огромный потенциал». Джин ван Дайк (Gene Van Dyke), президент Vanco Energy Co.
Первая поисковая скважина в Черном море была пробурена на поднятии Голицына в 1975 г., почти одновременно с началом бурения в Северном море. С тех пор Северное море прошло весь путь до естественного угасания нефтегазодобычи, а в отношении Черного моря до сих пор нет однозначного ответа на вопрос - действительно ли в его пределах существуют прогнозируемые огромные запасы углеводородов?
По сути этот вопрос не отличается от известного афоризма: «Есть ли жизнь на Марсе?»
Ответ на этот вопрос может дать только бурение сверхглубоких скважин на шельфе и на глубинах моря, превышающих 2000 м.
До аннексии Россией Крымской автономии в 2014 г. Украина достигла определенных успехов по увеличению добычи газа на мелководном северо-западном шельфе. В 2013 году добыча выросла до 1,65 млрд. куб. м. В 2015 году добыча должна была достичь 3 млрд. куб. м. за счет завершения обустройства Одесского и Безымянного месторождений с ресурсными запасами не менее 35 млрд. м3 природного газа. На балансе ПАО «Черноморнефтегаз» в то время находилось 17 месторождений, из которых 11 газовых, 4 газоконденсатных и 2 нефтяных. Суммарные запасы этих месторождений составили: по природному газу - 58,56 млрд куб м, по газовому конденсату - 1231 тыс. тонн, по нефти - 2530 тыс. тонн.
После аннексии Крыма РФ Украина потеряла возможность добычи углеводородов на ряде месторождений (Безымянном, Одесском, Архангельском, Штормовом, Шмидта), а также продолжения поисково-разведочных работ на других перспективных участках (Западно-Голицынском, Кулисном и палеорусле Днепра).
Грузия, Россия, Турция, Болгария и Румыния в последнее десятилетие активно включились в гонку геологоразведочных работ на нефть и газ в пределах своих экономических акваторий Черного моря. К сожалению, в силу известных политических факторов, Украина подобными исследованиями похвастаться не может.
Флагманом глубоководной разведки Черного моря бесспорно является Турция. Начиная с 2006 г., в глубоководной экономической зоне Турция пробурила восемь поисково-разведочных скважин, которые оказались «сухими».
Однако на мелководном шельфе турецкая национальная нефтяная компания обнаружила 13 перспективных газовых структур.
Существенно в изучении своего шельфа продвинулась Румыния. Со второй половины 2000-х годов на румынском шельфе было открыто несколько месторождений - нефтегазовое Дельта-4, нефтегазоконденсатное - Восточный Лебедь и нефтегазовые - Западный Лебедь и Пескарус, за счет которых годовая нефтедобыча увеличилась на 7 млн. тонн.
Несмотря на скептицизм, проявленный к бурению первой глубоководной скважины Домино-1 в румынском секторе Черного моря (Блок Нептун, глубина моря - 930 м.), в 2011 г. было открыто месторождение с предварительными запасами 42-84 млрд. м3 газа.
В Болгарии обнаружены два газовых месторождения - Галата (2,5 млрд куб. м) и Калиакра.
Открытие после турецкого провала в румынском секторе Черного моря месторождения Домино-1 дало толчок к началу реальных работ на блоке Хан Аспарух в Болгарии, Скифской площади и Форосском участке в Украине, на северо-черноморском участке России и продолжению работ в глубоких водах Турции.
Грузия заявила об открытии трех перспективных участков, потенциал которых был оценен от 70 млн. до 1,3 млрд. баррелей нефти. Однако, реального подтверждения этому пока нет.
Тезис І
Все эксплуатируемые месторождения Черного моря находятся на мелководном шельфе, а перспективные нефтегазовые структуры ожидаются в глубоководной части акватории
В течение 2010-2013 гг. в экономических зонах Турции, Болгарии и Румынии Черного моря известными компаниями (British Petroleum, ExoonMobil, Chevron, Petrobras, Sterling Resources, OMV Petrom и Petro Ventures) пробурено 11 поисковых скважин с помощью современных мобильных морских буровых платформ ппятого поколения (Leiv Eiriksson, GSP Jupiter) и плавучим буровым судном шестого поколения (Deepwater Champion). Таблица ярко свидетельствует об отрицательном результате чрезвычайно дорогих скважин. Например, скважина Сюрмене-1 стоила 4 млрд. долларов США (официальная информация генерального директора Турецкой государственной компании TPAO Мехмета Уйсала).
Сейчас на глубинах моря, превышающих 500 м, пробурена 21 скважина: Румыния - 10, Турция- 8, Болгария - 2 и Россия - 1. В украинском и грузинском глубоководных сегментах до сих пор не была пробурена ни одна скважина.
В декабря 2017 года началось бурение «Роснефтью» совместно с итальянской компанией «Eni» первой сверхглубоководной разведочной скважины «Мария-1» в российском секторе Черного моря на валу Шатского.
Бурение поисково-оценочной скважины «Мария-1» проводилось буровой платформой «Scarabeo-9», принадлежащей компании «Saipem».
При глубине моря 2125 м. и плановой глубине 6126 м. бурение скважины было остановлено в марте 2018 г. на глубине 5260 м.
Поводом для остановки работ италийских компанией «Eni» были заявлены антироссийские санкции.
В результате бурения был обнаружен карбонатный трещиноватый коллектор мощностью более 300 метров, который, как утверждается в пресс-релизе "Роснефти", с высокой вероятностью содержит углеводороды.
Открытие ряда гигантских сверхглубоких нефтяных скоплений на глубинах, превышающих 10 км, подтверждающие возможность существования месторождений углеводородов на значительных глубинах.
Гигантские сверхглубокие нефтяные месторождения (адаптировано с [Langdon S. P., Connor J. K., Chandler R. B., Jellison M. J. Deepwater Drilling Challenges Demonstrate Learning Curve with New Connection Technology // / Society of Petroleum Engineers, 2010].
q Выполненный А.Ю. Лукиным анализ геолого-геофизических и геохимических данных по различным нефтегазоносным бассейнам мира свидетельствует, «что главным фактором формирования нефтяных и газовых месторождений являются не давние геологически длительные катагенические процессы «капельной» первичной миграции при тектоническом погружении обогащенных биогенной органикой осадочных толщ, а глубинная дегазация Земли» [Лукин, 2015, с. 17].
q Расположение месторождений углеводородов Черного моря непосредственно связано с основными каналами, которые представляют собой дизъюнктивные узлы - зоны пересечения глубинных разломов, активированных в разные эпохи геологической истории. Мощное накопления в этих узлах углеводородов, наряду с интенсивной газовой разгрузкой дна, трудно удовлетворительно объяснить без привлечения глубинной составляющей.
Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения, – есть лучший из всех способ изыскания правды. Карл Линней
Международная научно-практическая конференция «Углеводородный минерально-сырьевой потенциал кристаллического фундамента» Георесурсы, 2019. Т. 21. № 4.
Обоснован комплекс основных критериев нефтегазоносности кристаллического фундамента: геодинамический, тектонический, флюидодинамический, структурно-геоморфологический и петрографический, который позволит целенаправленно использовать его для оценки и прогнозирования перспективных структур в породах фундамента.
Алексей Емильевич Конторович на конференцию не смог приехать, но название его доклада было красноречивым:
«Залежи нефти в кристаллическом фундаменте и их генезис. Больше молчать не могу».
В северо-западной акватории Черного моря петрофизическим термобарическим моделированием по 25 и 26 профилям ГСЗ на глубине 6-12 км установлена зона низких скоростей (ЗНШ), природу которой мы связываем с разуплотненными породами высокой трещиноватости, которые могут быть перспективными на углеводороды.
Термобарические условия ЗНШ на глубинах 4 ÷ 12 км - Р = 1 ÷ 3 кбар, Т = 150 ÷ 250˚С дают возможность отнести ее к термобарической области разуплотнения минерального вещества, которое может выступать в качестве коллектора углеводородов глубинного происхождения.
Для одного из грязевых вулканов Черного моря был обнаружен канал дегазации, корни которого размещены ниже поверхности Мохо (21 км от поверхности дна).
Можно предположить, что мощный газофлюидний поток с мантии как бы ослабляет в своем прохождении всю осадочную толщу и способствует возникновению диапировых структур в майкопских отложениях.
Другими словами, не диапиры в майкопских глинах создают грязевые вулканы, а, наоборот, газофлюидный локализованный поток способствует их возникновению.
Об этом свидетельствует наличие положительных структур на протяжении всего пути газофлюидного потока через всю разновозрастную осадочную толщу.
[Шнюков, Коболев, 2017].
СТРУКТУРНО-ТЕКТОНИЧЕСКИЕ И ФЛЮИДО-ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛУБИННОЙ ДЕГАЗАЦИИ МЕГАВПАДИНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ
Привлечение механизма плюм-тектонической глубинной дегазации позволило с новых позиций оценить роль геодинамических факторов, связанных как с эволюцией Черноморской мегавпадины, так и с генезисом углеводородов.
V. Kobolev. (2017). Mining of Mineral Deposits, 11(1), 31-49
Взаимодействие мощного восходящего углеводородного потока с различными структурами осадочного чехла и фундамента обусловило формирование множества месторождений углеводородов. Таким образом, мегавпадина Черного моря - один из самых сложных в мире тектоно-геодинамических узлов с мощным восходящим углеводородным потоком, обусловленным внедрением мантийного плюма.
В рамках Черноморской мегавпадины основные перспективы открытия крупных месторождений связаны и с глубинными разломами, разуплотненными породами фундамента (а также промежуточного комплекса); биокарбонатными построениями разновозрастных мезозойских и кайнозойских рифогенно-карбонатных комплексов и гетерогенными резервуарами (ловушками), обусловленными их парагенетическими сочетаниями.
Существование определенных аналогий в геодинамике, тектонике и нефтегазоносности различных сегментов Черного моря с вьетнамским шельфом, где открыты известные месторождения Белый Тигр, Дракон и другие в гранитных выступлениях фундамента рядом с общеизвестными данными об особенностях газового режима (беспрецедентная газоотдача морского дна, огромные скопления метана в газогидратах и водорастворимой форме) позволяют высоко оценить его углеводородный потенциал и перспективы поисков значительных по запасам месторождений углеводородов.
Хотел бы использовать площадку конференции для обнародования среди высокопрофессиональных специалистов некоторых соображений относительно обоснования бурения сверхглубокой скважины на о-ве Змеином. Последняя, наряду с решением фундаментальных проблем геологического строения зоны сочленения Восточно-Европейской платформы и Скифской плиты и актуальных вопросов углеводородного потенциала кристаллического фундамента, будет иметь, на мой взгляд, самостоятельное промышленное значение.
Мощные проявления грязевулканических процессов и формирования газогидратных скоплений представляет собой результат струйной миграции мантийных флюидов в разуплотненные зоны кристаллического фундамента и осадков в пределах Западно-Черноморской впадины.
Остров Змеиный расположен в северо-западной части Черного моря на расстоянии 20 миль от устья реки Дунай и 80 миль от Одессы. Остров, общая площадь острова 20,5 гектара, имеет крестообразную форму, а расстояние между крайними точками - 615 и 560 метров с наивысшей точкой над уровнем моря - 41,3м.
Островом в разное время владели Римская, Российская и Османская империи, а также Румыния. Победа в XVIII веке русской над турецкой военно-морской эскадрой в Черном море ознаменовала конец контроля турок над островом. Фактически с тех пор можно говорить о российском владении островом, на котором в 1842 году Россия построила маяк. Однако через 15 лет в результате Крымской войны остров снова переходит к Турции, а затем с согласия России был передан Румынии, под владением которой находился до высадки на нем советского десанта в 1944 году. После Парижской конференции (1946), остров Змеиный окончательно перешел в состав СССР. Но с распадом СССР Румыния выдвинула Украине претензии о нарушении своих прав в отношении Змеиного. Причиной этому стали выявленные в то время на шельфе у острова Змеиный месторождения углеводородов.
В результате 3 февраля 2009 г. в результате вердикта Международного суда ООН в Гааге Румыния получила 79,34% спорных территорий шельфа с огромными запасами нефти и газа, а Украина довольствовалась признанием Змеиного островом, а не скалой. Сегодня остров Змеиный является частью территории суверенной Украины.
В начале 70-х годов прошлого века в Украине было освоено бурение глубоких (до 4500 метров) и сверхглубоких скважин глубиной 6.5 и 7000 метров (скважины №1 - Луга и №1 - Синевидное). Самая глубокая в то время в Европе скважина №1 – Шевченко- достигла в ноября 1975 года глубины 7522 метра.
На северо-западном шельфе Черного моря открыто восемь (шесть газовых и два газоконденсатных) месторождений. Несмотря на длительный период проведения геологоразведочных исследований, из-за низкой разбуриваемости и незначительной глубины бурения (максимальная глубина 4638 м. Скв.3-Голицына), остаются актуальными задачи детализации геологического строения; прогнозирования распространения разуплотненных геодинамических зон и связанных с ними пород с улучшенными коллекторскими свойствами.
В начале 80-х годов прошлого века было завершено бурение в то время наиболее глубокой (12262 м) Кольской скважины СГ-3.
Позже была пробурена сверхглубокая Криворожская скважина в Украине.
ПРЕДЛАГАЮ НА ВАШЕ УСМОТРЕНИЕ ИДЕЮ - ПРОБУРИТЬ НА ОСТРОВЕ ЗМЕИНЫЙ ПАРАМЕТРИЧЕСКУЮ СВЕРХГЛУБОКУЮ (8-10КМ) СКВАЖИНУ
Остров Змеиный входит в состав Килийского-Змеиного поднятия, сформированный мощным комплексом палеозойских отложений, характерных для Переддобружского прогиба.
Обоснованные геологические и геофизические предпосылки формирования в палеозойских отложениях крупного нефтегазового месторождения.
С использованием частотно-резонансной обработки фотоснимка о-ва Змеиный Якимчук М.А. и Корчагин И.Н. (Геоинформатика, 2019, №2) зафиксировали отзывы резонансных частот углеводородов на следующих интервалах глубин: 1) 885-940; 2) 1265-1330; 3) 2140-2270; 4) 2940-2990; 5) 3450-3500; 6) 3590-3660; 7) 3800-3860; 8) 4530-4610.