Ребекка Шульц, консультант Кристоф Макглейд, старший аналитик WEO Питер Зеневськи, аналитик по энергетическим вопросам WEO
9 декабря 2020
НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТОЯННОЙ ПРОБЛЕМЫ
Сжигание природного газа является давней проблемой для нефтяной промышленности. Последние данные указывают на то, что в 2019 году в мире было сожжено около 150 млрд. куб. м. кубических метров природного газа, столько же, сколько Япония и Корея вместе импортировали в том же году. Несмотря на повышение осведомленности о проблеме и ряде инициатив, направленных на сдерживание сжигания газа, количество газа, сжигаемого в мире, ежегодно растет.
Проблема возникает из-за того, что большинство скважин, бурятся для добычи нефти, также добывают смеси других углеводородов, такие как конденсаты, жидкости природного газа и природный газ. Если для природного газа нет продуктивного выхода из-за плохого планирования, отсутствия инфраструктуры или отсутствия стимулов, тогда такой газ - известный как “сопутствующий газ» - в итоге сжигается или сбрасывается в атмосферу.
Новый анализ МЭА, основанный на новейших спутниковых и аналитических данных, подчеркивает неправильное использование значительной части сопутствующего газа. По оценкам, с 935 млрд куб. м газа, было добыто вместе с нефтью в 2019 году, лишь около 75% газа использовалось операторами на месте, или повторно закачувалось в скважину, или продавалось потребителям. Остальные 25%, по нашим подсчетам около 55 млрд куб. м, было сброшено в атмосферу как метан, а другие 150 млрд куб. м были сожжены.
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ
Непроизводительное использование попутного газа приводит к значительным затратам. Факельный газ имеет потенциальную рыночную стоимость, и это особенно опасно, когда сжигание происходит в странах или регионах таких, как Африка южнее Сахары - с большим населением без доступа к электроэнергии или там, где электроснабжение ненадежно. Экологические последствия этого очень серьезные. По нашим подсчетам, сжигание 150 млрд кубометров газа в 2019 году повлекло выбросы в размере около 300 млн. тонн СО2 (MtCO2), что примерно соответствует годовым выбросам Италии, а также выбросы других загрязняющих веществ, которые могут ухудшить качество местного воздуха.
Сопутствующий газ (преимущественно метан), сбрасываемой непосредственно в атмосферу, имеет гораздо более сильный эффект потепления, чем CO2. 55 млрд куб. м организованных или летучих выбросов эквивалентно 1808 т СО2. Снижение уровня сжигания и сбросов сопутствующего газа должно происходить одновременно, чтобы обеспечить эффективное управление выбросами.
ГДЕ ПРОИСХОДИТ СЖИГАНИЕ ГАЗА И ПОЧЕМУ?
Информация о сжигания и сброс природного газа в значительной мере формируется на базе спутниковых данных, а не отчетности компаний или государства. Горящие газовые факелы и шлейфы от значительных утечек метана из нефтегазовых сооружений уже некоторое время видно из космоса.
Эти данные показывают, что в 2019 году почти половина глобального сжигания газа приходилась на четыре страны: Россию, США, Ирак и Иран; эти страны также являются одними из крупнейших мировых производителей нефти, вместе добывают почти 40% мировой нефти. Однако не все мировые производители сжигают большие объемы газа: например, Саудовская Аравия сжигания мощность примерно в десять раз ниже, чем Россия.
Спутниковые наблюдения позволяют более детально понять масштабы выбросов. Со 150 млрд кубометров газа, сожженного в 2019 году, около двух третей было вызвано факелами для сжигания газа, которые работали более-менее непрерывно. Таке сжигание известное как "рутинное" (при эксплуатации более 85% времени). Россия, Ирак, Иран, Венесуэла и Алжир являются одними из основных источников бесперебойного процесса сжигания. В России это часто случается на удаленных нефтяных месторождениях или в районах, где нефтяные компании сталкиваются с трудностями в получении доступа к газопроводной сети Газпрома.
Существуют также случаи, когда процесс сжигания прерывистый и короче по времени. Это имеет место во многих нетрадиционных бассейнах США, где добыча очень вырос за последнее десятилетие. Добыча попутного газа в США с 2010 года удвоился, однако объем сжигания увеличился более чем в четыре раза. Каждая нетрадиционная нефтяная скважина дает относительно небольшие объемы сопутствующего природного газа, но существует большое количество таких скважин, и сопутствующий газ (как и нефть) дает высокие начальные дебиты, что сопровождается относительно быстрыми темпами падениями и длинным хвостом низкого добычи. Операторы утверждают, что выводить этот газ на рынок неэкономично, поскольку добыча нефти предшествует развитию газопроводного сообщения или потому, что газовая инфраструктура не в состоянии обслуживать короткие периоды пиковой добычи.
Случаи более краткосрочного сжигания могут иметь место также из соображений безопасности, например, если давление газа увеличился за изменения условий эксплуатации.
БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ СЛУЧАЕВ СЖИГАНИЯ ПРОИСХОДИТ В ПРЕДЕЛАХ 20 КМ ОТ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРУБОПРОВОДОВ
Одной из причин сжигания является то, что добыча нефти происходит далеко от существующей газовой инфраструктуры, но новый геопространственный анализ ставит под сомнение этот тезис. На практике, около 54% всех объемов, сожженных в 2019 году, пришлось на участки, которые находятся на расстоянии менее 20 км от существующих трубопроводов природного газа (по крайней мере 87% случаев сжигания произошло на сухопутных участках).
Поставка сопутствующего газа потребителям через подключение к существующей газовой сети - это лучший способ избежать сжигания, но это не единственный способ. Как отмечалось выше, операторы могут использовать газ на месте: для ведения операций, для повторного закачки в резервуар для поддержания давления или для увеличения добычи нефти. Кроме того, существует масса других вариантов эффективного использования газа: в переносных или мини-установках СПГ, малогабаритных установках для переработки газа в метанол или в жидкости или при непосредственном выработке электроэнергии на месте. Новые участники рынка все чаще предлагают новые решения использования природного газа, такие как питание высокоинтенсивных компьютерных систем и майнинг криптовалюта.
Есть хорошие примеры того, как комплексное планирование и оперативные меры могут минимизировать сжигание газа. В Саудовской Аравии, например, политика, начиная с 1970-х годов, была сосредоточена на обеспечении своевременного строительства газовой инфраструктуры для направления ресурсов попутного газа на электростанции, нефтехимические и опреснительные установки. Важную роль также играют системы постоянного мониторинга факельного сжигания, отслеживание показателей эффективности, внутренние руководящие принципы и ежегодная оценка планов минимизации факельного сжигания.
Существуют также примеры стран, которым со временем удалось уменьшить объемы сжигания газа. Еще в 2000 году Нигерия сжигала более половины производимого газа составляло более 20 млрд куб. м в год. Последние данные по 2019 дают цифру поменьше 8 млрд куб. Существует определенный способ достижения правительственной цели - полностью устранить рутинное факельное сжигание. Сочетание регуляторного давления и фискальных стимулов оживило инвестиции в инфраструктуру доставки газа внутренним потребителям, а также объектам экспорта СПГ.
Все больше внимания уделяется не только выбросы от окончательного сжигания ископаемого топлива, но и выбросы, которые имеют место в цепи поставки потребителю. Существует широкий диапазон интенсивности выбросов «от скважины до резервуара» в сфере мировой добычи нефти: наш обновленный анализ по 2019 показывает, что источники нефти, характеризующиеся наибольшими выбросами, генерируют в четыре раза больше косвенных выбросов, чем источники с наименьшими выбросами (косвенные выбросы от нефти, в том числе от факельного сжигания, составляют от 10% до 30% выбросов полного жизненного цикла).
Производители, которые продемонстрируют, что результаты их производства находятся в пределах нижней нормы - аналогично показателей добычи природного газа - могут претендовать на то, чтобы именно их ресурсам было отдано преимущество над вариантами с более высокими выбросами. Есть признаки того, что некоторые потребители и регуляторные органы готовы начать дифференциацию между различными источниками нефти и газа на этой основе.
Быстрое снижение объемов сжигания газа, а также выбросов нефти и газового метана является необходимым фактором выхода из текущего кризиса и неотъемлемой частью проекта сценария устойчивого развития МЭА (ССР). Согласно сценария, уровень сжигания стремительно снизится к 2030 году в результате регуляторных действий и отраслевых мероприятий до менее чем 10% от уровня, который наблюдался в 2019 году.
Переход от рутинного сжигания стал бы главным шагом к этой цели. Успешные стратегии уменьшения объемов сжигания имеют определенные общие элементы. Действуют эффективные системы измерения и отчетности. Любые новые проекты предусматривают продуктивное использование попутного газа на стадии планирования, до начала работы. Для существующих проектов, которые имеют дело со сжиганием газа, сочетание обязательств и стимулов побуждает операторов и компании, занимающиеся транспортировкой и хранением углеводородов, искать продуктивные рынки сбыта газа.
Появление механизмов более прозрачного мониторинга и отчетности с помощью спутников или сайт-специфических процессов также позволить регуляторным органам отслеживать и внедрять планы совершенствования или санкционные меры. В течение десяти лет факельное сжигание газа - за исключением случаев, когда это неизбежно из соображений безопасности - должно исчезнуть с нефтегазового ландшафта.
https://www.iea.org/commentaries/putting-gas-flaring-in-the-spotlight?utm_content=buffer17005&utm_medium=social&utm_source=linkedin-Birol&utm_campaign=buffer