«ФИДМАШ» – БЕЛОРУССКАЯ СИНЕРГИЯ ТРУДА И ТЕХНОЛОГИЙ
Андрей Закревский
Возглавляет «Фидмаш» женщина, Лапотентова Елена Борисовна. Энергичная, быстрая в движениях, с искорками в глазах. Когда я несколько лет назад узнал об этом, то подумал, что американцы решили поставить женщину руководителем для соблюдения каких-нибудь очередных гендерных правил демократического общества. Не удержался, и окольными путями спросил об этом. Она легко сказала, что ей «с полом повезло» - она оказалась единственной женщиной руководителем предприятием NOV, да еще «далеко… неизвестно где».
Она привлекает внимание не только старых и новых президентов NOV – огромной компании, у которой на сайте существует отдельный алфавитный указатель брендов, а репутация в мире производителей бурового оборудования примерно такая, как у NASA среди работников космической отрасли. Она привлекает внимание руководителей Белоруссии, так как приносит каждый год валюту в копилку страны. Она привлекает внимание политиков потому, что здесь, в Минске, в самом сердце страны, которым руководит «последний диктатор Европы», она руководит группой предприятий с американскими инвестициями и самыми современными технологиями.
«- Наше положение на рынке стран бывшего СССР оказалось очень удачным: с одной стороны мы предлагаем нефтегазовые технологии сегодняшнего и завтрашнего дня, а с другой – говорим с нашими клиентами-коллегами на одном языке и прекрасно представляем себе их проблемы».
Что же, наступило время, когда «Фидмаш» предложит нам своё оборудование, а Украина предоставит Елене Борисовне огромное количество разнообразных проблем.
Функции моего экскурсовода выполняет руководитель «Новинки» - компании в группе ФИД - Иван Яронович Пирч, сухощавый «волыняка», вылитый мой тесть. Вероятно, украинец, их здесь много работает. Быстро находим общий язык.
Я-то и приехал в Минск за двумя вещами: всеми правдами и неправдами затащить колтюбинги, азотники и флота для гидроразрыва пласта в Украину, и узнать, как купить технологии «Новинки». Иван Яронович водит меня среди производственных участков. Фотографировать здесь нельзя. Но и так всё ясно и понятно: катерпилер, японские подшипники, алисоновская трансмиссия - комплектация абсолютно такая же, как и в Штатах. Но это я и так знаю. Меня больше интересует «своё».
А «своё» - это скважинное оборудование для работы с колтюбинга. Своё – это новые технологии в радиальном бурении. На прошлой конференции «Ньюфолка» представители «Белоруснефти» представляли свои ноу-хау, которые воплотили в металле работники «Новинки». Если не вдаваться в подробности, белорусы придумали, как зарезаться в стенке обсадной колонны и дальше бурить на гибкой трубе в нескольких направлениях, не совершая подъёма инструмента на поверхность. Экономия времени, а значит и на арендных ставках за оборудование. Северная Америка пока до такого не додумалась.
«- Так случилось, что наших американских партнеров интересовало «всё на поверхности земли», поэтому мы начали развивать направление инструмента для работы в скважинах самостоятельно».
Развивают настолько успешно, что обогнали «родительскую» компанию.
Что является индикатором успешной работы промышленного предприятия? Автомобили сотрудников перед воротами Фидмаша? Вице-премьер, который приехал к генеральному директору? Сотрудники проектного отдела, которые летают в командировку в США, для консультации, причем, это ОНИ консультируют, а не ИХ обучают.
Фидмаш развивался в условиях постоянной работы с «проблемами» клиентов: более двухсот комплексов оборудования за десять лет, и каждый такой комплекс – уникальный. Этот заказчик хочет модульное управление для вертолетной загрузки, а эти хотят только на самоходном шасси - прицепы «рвут» на болотах. Этот успех не пришел в ФИД вместе с NOV – это «Фидмаш» его заработал. А кто сказал, что успех – это не тяжелый труд?
Сейчас на территории Украины работают несколько установок «Фидмаша» в госкомпаниях. Сейчас несколько частных компаний строят свои производственные планы с учетом сотрудничества с белорусскими компаниями. Потребность в технологиях «Фидмаша» проще описать парой цифр: если двум подразделениям «Укргаздобычи» позволить реализовать две заявки на покупку оборудования «Фидмаш» (этим заявкам уже больше двух лет) - они готовы только в первый год увеличить добычу на 800 млн. кубических метров газа. И вторая цифра – «0». Именно столько сейчас на Украине частных сервисных компаний, которые имеют флот по гидроразрыву пласта.
ГРП длится 45 минут. Азотная обработка – несколько часов. Радиальное бурение на гибкой трубе – неделя с мобилизацией. После этих работ, старые скважины увеличивают дебиты в десятки раз. У нас более четырех тысяч старых скважин, на которых необходимо применить и первое, и второе, и третье, и увеличить добычу сегодня в несколько раз, а не через десять лет. Огромное поле для деятельности и безграничные возможности - это то, как видят сегодня Украину не только отраслевики и инвесторы, но и производители оборудования.