Участники глобального энергетического рынка находятся в ожидании больших изменений. Спусковым крючком к каскаду событий может стать встреча представителей ОПЕК в Вене 30 ноября 2016 года. Напомним, что страны картеля ставят перед собой цель заморозить добычу нефти на уровне 32,5 -33 миллиона баррелей в сутки для балансирования рынка сырой нефти. По состоянию на начало недели еще было необходимо сократить порядка до 1,1 миллиона баррелей. Ситуация сложилась таким образом, что то, что необходимо Саудовской Аравии, необходимо ОПЕК и наоборот, соответственно, главное сокращение добычи придется именно на саудитов. Также ожидается участие стран, не входящих в ОПЕК, в частности, Российской федерации. Аналитики The Wall Street Journal в своем исследовании уже предположили, что если сделка в Вене состоится, то она сократит мировой рынок на 1,5% и вполне возможно приведет к повышению стоимости марки Брент до 55$, а в случае провала соглашения цена упадет до 40$.
Кто может пострадать от этих решений и так понятно, однако, до нынешнего дня никто всерьез не рассчитывал, как повлияет сокращение добычи на фрахт нефтяных танкеров и доходы судоходных компаний. Согласно оценкам аналитиков, самые мощные нефтяные танкеры (VLCC) в сутки зарабатывают в 2016 году в среднем 40 тысяч долларов США, тогда как в 2015 году среднее значение за день достигало 60 тысяч $. По прогнозам знатоков из Блумберг ставки фрахта будут падать, доходы морских судоходных перевозчиков сырой нефти танкерами VLCC вместе с ними скатятся до 31 тысячи долларов США в сутки в первом квартале 2017 года. И это еще без влияния последствий, которые могут проявиться в результате соглашения стран ОПЕК о «заморозке» добычи нефти на уровне в 32,5 миллиона баррелей в сутки. Если это произойдет, то ставки доходов крупных танкеров сократятся еще на 5-10 тысяч долларов США в сутки.
Особо настораживает ситуация тем, что на данный момент цены и количество зафрахтованных танкеров бьют все рекорды. В октябре был зафрахтован 141 танкер, что является максимальным значением для этого месяца за 12 лет. Все это происходит по причине взрывного прироста добычи нефти в Персидском заливе, когда страны-производители вроде Ирана и Кувейта наращивают добычу, чтобы получить высокие доходы перед отопительным сезоном. И, разумеется, стараются нарастить добычу, чтобы даже после сокращения в связи с решением ОПЕК, продолжать добывать много. Больше чем достаточно для удовлетворения спроса. Именно поэтому есть высокая вероятность того, что жадность и нужда победит здравый смысл и в этот раз. И вместо того чтобы добиться согласованного рассчитанного результата страны ОПЕК и их союзники пострадают еще больше.
Однако, как и у любой медали, тут есть обратная сторона, которая определяет возможности для дополнительного заработка. Так, низкие цены на нефть создали необходимость вывода из эксплуатации более 600 неэффективных выработавших свой рабочий ресурс нефтяных скважин в Китае, Австралии, Индонезии, Малазиии. И это отличная возможность для сервисных компаний зарабатывать до 1 миллиарда долларов США в год в Азии, занимаясь выводом из эксплуатации, участков, которые они сами пускали годы назад. Согласитесь, в этом есть что-то философское, когда невидимая рука рынка ведет тебя завершить начатое и оставить после себя зеленую лужайку.