Игорь Щуров,
генеральный директор ДТЭК Нефтегаз
Все без исключения украинские газодобытчики за последние годы вынужденно сократили инвестиции в развитие. Повышение эффективности работы и оптимизация затрат стали главной задачей, в том числе, и для ДТЭК Нефтегаз.
Одним из наших решений стал переход на систему раздельных сервисов при бурении газовых скважин. Компания готовилась к этому несколько лет: формировала команду, выстраивала процессы, изучала опыт. А внешняя среда лишь ускорила процесс.
Суть системы в том, что теперь мы сами выбираем не только генерального подрядчика по бурению, но и каждого субподрядчика – исполнителя сопутствующих услуг (буровых сервисов). И, соответственно, сами контролируем их работу.
За рубежом такая схема работы применяется в 95% случаев. Тогда как в Украине традиционно нанимают генподрядчика для бурения скважины «под ключ». То есть, перекладывая всю ответственность за субподряды на него.
Зачем же нам что-то менять, беря на себя дополнительный и немалый объем работы? Мы видим как минимум три выгоды.
Первая – качество. Мы нередко сталкивались в своей работе с тем, что генподрядчики пытаются экономить на нем. Впоследствии для нашей компании это оборачивалось увеличением сроков сооружения, недополученным газом и завышенными расходами при сооружении скважин.
Или же, например, генподрядчик просто работал «по старинке», как много лет назад. Тогда как время идет вперед, на рынке появляются более современные материалы, оборудование, технологии. А мы хотели бы видеть на своих скважинах именно их.
Вторая выгода от системы – стоимость. Даже привлекая «самое-самое», можно экономить до 30% расходов на отдельные сервисы. Во-первых, ввиду отсутствия необходимости платить премию генподрядчику. Во-вторых, за счет грамотных тендерных процедур, персональной работы с каждым контрагентом.
Третья выгода – мы получили возможность привлекать для бурения западных подрядчиков. Дело в том, что иностранные компании работают по так называемой «суточной ставке». То есть, они готовы только предоставлять в пользование буровой станок и буровую бригаду, а все остальное должен обеспечивать заказчик. Теперь мы готовы выполнить это требование.
У нас нет самоцели работать с иностранцами. Но есть проблема, которую ощущает каждая газодобывающая компания в Украине. Рынок бурения в нашей стране значительно отстал. Серьезные компании можно перечесть на пальцах.
Рынок нужно развивать. Для этого нужна более высокая конкуренция. Такая, которая будет стимулировать буровиков предлагать самое новое оборудование, обучать специалистов, повышать качество и сокращать сроки.
Сейчас мы опробуем систему раздельных сервисов на первом проекте – бурении скважины глубиной более 5,6 тысяч метров на Семиренковском месторождении. По его результатам проведем работу над ошибками и «доточим» все детали. Но уже сейчас очевидно, что игра стоила свеч.
Мы продолжаем работать над другими улучшениями, которые позволят нам продолжать развивать добычу и повышать эффективность процессов, несмотря на внешние, не всегда стимулирующие факторы.