МИРОВЫЕ ЦЕНЫ НА ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО
ПОДХОД
В качестве внешних предпосылок Базовый Сценарий рассматривает динамику мировых цен на ископаемые виды топлива независимо от PROMETHEUS (всемирная модель частичного равновесия энергосистемы). Модель PROMETHEUS выводит последовательные траектории цен на нефть, природный газ и уголь на основе динамики глобального спроса на энергоносители, информации о ресурсах и резервах, стоимости добычи и двусторонней торговле между регионами.
Динамика мировых цен на ископаемые виды топлива в значительной степени зависит от жесткости требований политики по проблемам оздоровления климата, которые направлены на ограничение потребления ископаемого топлива. В рамках Базового Сценария были сделаны следующие предположения. На период до 2020 года требования политики ЕС, а также актуальные обязательства, которые родились в рамках встречи Копенгаген-Канкун, обеспечиваются за счет введения лимитных значений углерода в сочетании с применением целенаправленных политических мер (например, субсидии и льготные тарифы, нормы энергоэффективности и транспортной политики, углеродные стандарты и т. д.). Политика стимулирования развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) косвенно моделируется во всех регионах их существования с использованием значений ВИЭ, что приводит к более интенсивному развитию ВИЭ в связи со снижением затрат для энергопотребителей. Прогнозы также включают явные допущения относительно технологических затрат, налогов и субсидий на энергоносители (особенно в развивающихся регионах), повышения энергоэффективности, внедрения максимально безотходных технологий и реализации геополитических интересов (например, роль ОПЕК).
Цены на ископаемое топливо также зависят от себестоимости различных вариантов поставки (включая нетрадиционные ресурсы), производственных мощностей, ограничений в темпах добычи и коэффициентов извлечения различных видов ресурсов. Информация о содержании мировых ресурсов углеводорода была полностью обновлена, включая нетрадиционные ресурсы газа (сланцевый газ, газ плотных песчаников и метан угольных пластов) и нефти (канадские нефтеносные пески и сверхтяжелая нефть).
ПРОГНОЗЫ МИРОВЫХ ЦЕН НА ИСКОПАЕМЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА
На рисунке 8 показана динамика мировых цен на ископаемые виды топлива в соответствии с прогнозом PROMETHEUS, данные из которого были использованы при составлении Базового Сценария ЕС на 2016 год (пунктирные линии отображают прогнозы Базового Сценария ЕС на 2013 год).
ПРОГНОЗЫ ЦЕН НА НЕФТЬ
Цена на нефть марки Brent снизилась более чем на 50% - со $115/баррель в июле 2014 года до менее чем $60/баррель летом 2015 года. Эта тенденция продолжилась, в результате чего спотовая цена на нефть марки Brent достигла рекордного минимума к концу 2015 года, затем в январе 2016 года упала ниже $30/баррель, а позже вернулась к отметке $50/баррель в конце первой половины 2016 года. Основные причины такой динамики связаны с низким ростом спроса (из-за слабого роста ВВП, ускоренных темпов повышения энергоэффективности, замещения нефти газом и возобновляемыми источниками энергии во многих регионах мира) в сочетании с ростом производства, что особенно актуально в отношении добычи нефти плотных коллекторов в США.
Кроме того, страны ОПЕК не смогли достичь соглашения о сокращении производства нефти. Несмотря на напряженную ситуацию в большинстве стран-производителей нефти (речь идет, в частности, о беспорядках в Ливии и Ираке), объемы добычи и экспорта нефти остались прежними. И, наконец, политика количественного смягчения ФРС США, которая завершилась в середине 2014 года, способствовала повышению стоимости доллара по сравнению с другими мировыми валютами, в частности, евро.
Не ясно, как долго добыча нефти странами, не входящими в ОПЕК, главным образом добыча нефти плотных коллекторов в США, будет зависеть от низких цен, сложившихся на мировых рынках. Базовый Сценарий предполагает постепенное корректирование прогнозов с учетом сокращения инвестиций в производственные мощности не входящих в ОПЕК стран. Предполагается постепенно повышать квоту среди стран-членов ОПЕК. Таким образом, мировая цена на нефть, согласно прогнозам, будет расти и достигнет $87 в 2020 году (в денежных единицах 2013 года). Тем не менее, уровень мировых цен на нефть останется значительно ниже прогнозов предыдущего Базового Сценария (-26% в 2020 году).
Мировые цены на нефть, по прогнозам, будут стабильно расти после 2020 года. За десять лет (с 2020 по 2030 гг) мировая цена на нефть возрастет при относительно высоких темпах роста (2,3% в год) за счет устойчивого увеличения спроса со стороны стран, не входящих в ОЭСР, обусловленного высокими темпами роста экономической активности и стремительной автомобилизации в крупных странах с развивающейся экономикой (в том числе в Китае и Индии) в основном за счет увеличения продаж легковых автомобилей частным лицам (мировое количество легковых автомобилей выросло почти вдвое в период с 2012 по 2030 год). Прогноз Мировой Энергетики на 2015 год, подготовленный МЭА, указывает на тенденции к ужесточению конъюнктуры мирового рынка нефти в период с 2012 по 2030 год в связи со стабилизацией добычи нефти странами, не входящих в ОПЕК. Таким образом, усиление роли ОПЕК приведет к увеличению цен на нефть на мировых рынках. Кроме того, снижение соотношения объемов запасов к объемам добычи в мировом масштабе в сочетании с постепенным переходом к использованию нефтяных ресурсов с более высокой себестоимостью добычи, поскольку мировые низкозатратные месторождения постепенно истощаются, приведет к возобновлению роста цен.
В период с 2030 по 2050 год рост мировых цен на нефть существенно замедлится до 0,7%/год, что вызвано в основном снижением темпов роста мирового потребления нефти (за счет мер энергоэффективности, использования биотоплива, появления гибридных транспортных средств, постепенного замещения нефти газом) и технологическим прогрессом в методиках добычи нефти плотных коллекторов (гидроразрыв пласта и горизонтальное бурение). В 2050 году цена нефти марки Brent достигнет $130/баррель (в денежных единицах 2013 года). Это на 13,5% ниже прогнозов предыдущего Базового Сценария - в основном за счет прогнозных высоких значений всемирной ресурсной базы нефти. Следует отметить, что Базовый Сценарий не учитывает неопределенные и, как правило, временные последствия политического кризиса в средне- и долгосрочной перспективе.
Прогнозы PROMETHEUS в отношении мировых цен на нефть соответствуют Сценарию новых стратегий МЭО на 2015 год. В средне- и долгосрочной перспективе прогнозы прямо сопоставимы с оценками МЭА, в то время как в краткосрочной перспективе PROMETHEUS прогнозирует несколько более быстрый отскок цен, поскольку инвестиции в производственные мощности уменьшаются, а глобальные рынки восстанавливают равновесие посредством роста цен.
ПРОГНОЗЫ ЦЕН НА ГАЗ
На протяжении 2013-2015 годов средняя цена импорта газа в ЕС сократилась на 27% в пересчете на «постоянные евро» (и 39% в пересчете на «постоянные доллары США») в результате эволюции мировых цен на нефть (41% и 50% соответственно) и смягчения условий на мировом рынке СПГ главным образом из-за разработок месторождений сланцевого газа в Северной Америке. Кроме того, недавнее снижение среднерыночных цен на импорт газа в ЕС является результатом повышения конкурентоспособности европейского газового рынка.
Пока индексация цен на нефть остается наиболее широко используемым методом ценообразования в южной и восточной частях ЕС, а также по всей Северо-Западной Европе, контракты на импорт газа все чаще ссылаются на европейские хабовые цены (конкуренция между различными поставщиками газа).
Такое развитие событий на рынке, который характеризуется снижением внутреннего спроса и бесперебойными поставками газа из различных источников (как трубопроводного, так сжиженного природного газа) приведет к снижению ниже цен на импорт газа в ЕС.
В краткосрочной перспективе, по прогнозам, низкие цены на газ сохранятся, цены в 2020 году останутся значительно ниже недавних всплесков и даже цен 2014 года.
Конъюнктура мировых цен на нефть оказывает влияние на европейские газовые импортные контракты, которые привязаны к ценам на нефть, в то время как давление на мировой рынок СПГ ослаблено в связи с прогнозируемым ростом использования ядерной энергии в Японии (что подразумевает снижение расходов на импорт газа) и развитием источников сланцевого газа в США с перспективой экспорта СПГ. Кроме того, переход от долгосрочных газовых контрактов, которые привязаны к динамике цен на нефть, к контрактам, которые привязаны к ценам на газовых торговых хабах, приводит к меньшему количеству ограничений в контрактах на поставку газа и большей гибкости международных спотовых рынков газа. После 2020 года средняя цена импорта газа в ЕС будет стабильно расти и достигнет $69/баррель (в денежных единицах 2013 года) в 2030 году и $79/баррель (в денежных единицах 2013 года) в 2050 году, то есть на 11% выше последних пиковых значений 2008 и 2012 годов. Такая динамика обусловлена высокими темпами роста потребления природного газа в развивающихся странах, в основном в Китае, Индии, странах Среднего Востока и Северной Африки, и постоянно растущими мировыми ценами на нефть (которые оказывают влияние на европейские газовые импортные контракты, которые привязаны к ценам на нефть). Дополнительные нетрадиционные ресурсы газа, главным образом, сланцевый газ, как предполагается, станут массово доступны после 2020 года в связи с расширением базы поставок газа.
С другой стороны, для таких ресурсов характерны более высокие издержки производства по сравнению с традиционными малозатратными ресурсами, которые постепенно истощаются. Это находит свое отражение в повышении цен на импорт газа в ЕС. Согласно прогнозам Базового Сценария, к 2050 году цены на газ останутся на уровне, который позволит гарантировать экономическую жизнеспособность большинства мировых проектов по добыче нетрадиционных источников газа.
ПРОГНОЗЫ ЦЕН НА УГОЛЬ
В период с 2011 по 2014 год мировые цены на уголь снизились на 43% (в пересчете на «постоянные доллары США» 2013 года), поскольку Австралия, Колумбия, Индонезия и Южная Африка внесли свой вклад в значительный рост поставок угля, в то время как рост мирового спроса упал по сравнению с прошлым десятилетием. В США потребление угля снизилось на 18% в период с 2008 по 2014 год в основном из-за разработок месторождений сланцевого газа и последующего снижения цены на газ на узле Генри-Хаб, в то время как спрос на уголь в Китае (на сегодняшний день является крупнейшим потребителем угля в мире) снизился из-за замедления роста спроса на электроэнергию и увеличения объемов производства гидроэлектроэнергии, а также установки новых мощностей ВИЭ.
К 2020 году, согласно прогнозам PROMETHEUS, ожидается относительная стабилизация цен на уголь (который импортируется в ЕС) на уровне 2014 года, т.е. около $16,5/бнэ (в денежных единицах 2013 года). Такая стабилизация станет результатом замедления темпов роста мирового спроса на уголь, обусловленного политикой по вопросам оздоровления климата и обязательствами стран по сокращению количества выбросов с введением допустимых значений углеродных выбросов с целью сокращения потребления твердого топлива в сочетании с низкой траекторией мировых цен на нефть и газ.
С другой стороны, в период с 2020 по 2050 год цены на импорт угля в ЕС будут стабильно расти с $16,5/бнэ (в денежных единицах 2013 года) в 2020 году до $29/бнэ (в денежных единицах 2013 года) в 2050 году, что обусловлено быстрым ростом спроса на уголь в развивающихся странах с низкими показателями борьбы с выбросами парниковых газов после 2020 года (особенно в Китае и Индии, которые уже импортируют большие объемы угля, чтобы удовлетворить потребности растущего внутреннего потребления), повышением мировых цен на нефть и реструктуризацией мировой угольной индустрии, которая сопровождается закрытием неэффективных объектов по добыче угля в ряде стран.
Кроме того, цены на уголь находятся под сильным влиянием динамики цен на природный газ, поскольку эти два вида топлива ведут борьбу за инвестиции, чтобы удовлетворить стремительно растущие потребности энергетики. Это значит, что по мере роста мировых цен на газ в период с 2020 по 2050 год, уголь все чаще будет замещать газ при производстве электроэнергии, а мировой спрос на уголь будет расти, способствуя, таким образом, росту мировых цен на уголь.
Несмотря на рост цен на уголь в период с 2020 по 2050 год в процентном соотношении к мировым ценам на газ и нефть, даже к 2050 году цены на уголь будут все же значительно ниже прогнозов Базового Сценария ЕС на 2013 год. Такой комбинированный эффект возникает как результат комплексного развития мировой энергетической системы. Мировой спрос на уголь будет падать по сравнению с Базовым Сценарием ЕС на 2013 год в течение всего прогнозируемого периода (-5% в 2030 году и -8,5% в 2050 году), в то время как потребление угля в Китае, который, согласно прогнозам, будет основным импортером угля к 2050 году, также значительно снизится (-22% в 2050 году). Этот прогноз предполагает ослабление напряженности на мировых рынках угля.
В период с 2030 по 2050 год мировые цены на нефть упадут на 12-14% по сравнению с предыдущим Базовым Сценарием, что приведет к снижению транспортных затрат на торговлю углем между странами и регионами. Базовый Сценарий составлен на основе детальных отчетов о мировых поставках угля, которые показывают увеличение объемов добычи и экспорта угля крупными экспортерами угля (Австралия, Индонезия, Южная Африка, США).
СООТНОШЕНИЯ ЦЕН ИМПОРТА ИСКОПАЕМОГО ТОПЛИВА В ЕС
На рисунке 9 представлены соотношение цены на газ к цене на нефть и соотношение цены на газ к цене на уголь (при импорте в ЕС) согласно Базовому Сценарию. Соотношения цен рассчитываются путем приведения цен в «постоянные доллары США» 2013 года за баррель нефтяного эквивалента.
Соотношение цены импорта газа в ЕС к мировой цене на нефть в последнее время значительно выросло - с 0,56 в 2011 году до 0,8 в 2015 году. Это привело к сокращению потребления газа в ЕС. Базовый Сценарий прогнозирует резкое снижение соотношения до 0,64 к 2020 году. Соотношение цены на газ к цене на нефть стабилизируется при значении 0.60 в период с 2030 по 2050 год; это соответствует одному из самых низких значений соотношения цены на газ к цене на нефть, зарегистрированных в период после 1980 года, что указывает на относительный спад цен на газ и нефть.
В период с 2012 по 2014 год соотношение цены на газ к цене на уголь (при импорте в ЕС) поднялось выше отметки 3, давая четкий сигнал о переходе от производства природного газа к производству электроэнергии. Следовательно, поступление природного газа на тепловые электростанции в ЕС снизилось примерно на 37% в период с 2010 по 2014 год.
Источник: Базовый сценарий ЕС 2016г.
«Энергетика, транспорт и выбросы ПГ.
Тенденции до 2050 года’’