Росс Стюарт Кэмпбелл,
председатель Нефтегазового совета
Я хотел бы поделиться с вами некоторыми идеями, озвученными в ходе нефтегазовой ассамблеи, которая прошла в Пекине на прошлой неделе. На фоне важных политических дискуссий в рамках саммита G20 в Ханчжоу и ратификации двадцать первой Конференции сторон Китаем и США, наша встреча была своевременной, поскольку Китай продолжает завоевывать статус сверхдержавы на мировых энергетических рынках. Пункты 1-5 напрямую связаны с Китаем. Пункты 6-11 относятся как к Китаю, так и к нашей отрасли в целом…
1. Энергетическая политика и реформа регулирования должны происходить гораздо более быстрыми темпами с целью стимулирования новых инвестиций, однако существует риск реализации долгосрочной концепции путем создания рынка, единственным игроком которого будет Китай.
2. Международные компании не могут и не должны увеличивать свой инвестиционный след в Китае, если не будут созданы более прозрачные условия в вопросах реформирования энергетической политики в сочетании с новыми возможностями для развития бизнеса. В противном случае иностранные компании могут направить свой капитал в более благоприятное инвестиционное русло.
3. Спрос Китая на уголь достиг своего пика. Однако сейчас неактуально быть привязанным к углю. В настоящее время Китай является движущей силой в области развития возобновляемых источников энергии с акцентом на газ в будущем энергобалансе и финансирование соответствующих проектов стоимостью в миллиарды юаней с целью освободиться от нефтяной и угольной зависимости.
4. Полулиберализация внутренних энергетических рынков (т.е. торговля и импорт нефтепродуктов) оказалась чрезвычайно успешной, активизировав влияние местных энергетических компаний, особенно это касается «чайников» («независимые участники рынка»). Их рост является движущей силой рынка, поэтому либерализацию следует поощрять через создание большего количества секторов рынка.
5. Существование долгосрочных нишевых инвестиционных возможностей особенно актуально в отношении энергетической инфраструктуры (приемные терминалы, заправочные станции, трубопроводы), добычи газа плотных коллекторов и сланцевого газа (для очень терпеливого инвестора).
Итак, поговорим о великих идеях, которые прозвучали в ходе дискуссии…
6. Время ломать стереотипы! Наше мышление (как и мышление каждого представителя нефтяной и газовой промышленности) должно пережить революцию, а не эволюцию. Пора выйти из своей коробки и начать думать по-новому. Повторение истории – это не прогресс, это не спасет нас. Необходимо искать новые идеи из новых источников.
7. Технологии претерпят качественное изменение и станут стимулом для выживания нашей отрасли. Технологии станут шагом на пути к новым и неизведанным цифровым возможностям, позволят раскрыть наш потенциал, о чем свидетельствует успех в других отраслях промышленности.
8. Оптимизация цепи поставок, электронная коммерция, средства автоматического принятия решений, использование датчиков и робототехники приводит к значительной экономии средств и широким инвестиционным возможностям.
9. Энергетическая стоимостная цепочка в настоящее время сокращается. Зависимые энергетические компании увеличивают инвестиции в переработку, хранение и транспортировку СПГ и добывающие активы.
10. Необходимы инновации и смелость, чтобы обеспечить надежное размещение капитала. Мы сегодня работаем с большим количеством неизвестных, чем когда-либо прежде: новые игроки, новые инвесторы, новые финансисты, новые данные, новые структуры сделок.
11. Пора переходить на газ! Да, я уже говорил это, но вам просто необходимо это сделать. Успех вашего инвестиционного поля, конкурентное преимущество, рыночная капитализация и стратегия ухода зависят от перехода к газу. Это будущий акцент вашего рынка и то, что ваш клиент/покупатель захочет купить.