АНДРЕЙ ЗАКРЕВСКИЙ
О НОВОМ ГРП В УГД
18 сентября 2016 года, на Юго-Западе Харьковской области, на глубине 4050 метров, силами Укргаздобычи были проведены работы по гидроразрыву пласта. Скважина была пробурена в течение 340 суток буровым управлением Укргаздобычи – Укрбургазом. Во время работ по классической схеме был проведен мини-ГРП, во время, и после которого были собраны данные о состоянии проницаемости стенок скважины. После проведения мини-ГРП, был скорректирован основной ГРП и закачан расклинивающий трещину агент (пропант) в объёме 40 тонн. Основа жидкости гидроразрыва – подготовленная вода, отфильтрованная до 5 микрон, без кислотных добавок, нагретая до температуры 40 градусов Цельсия. Общее количество жидкости, закаченной в скважину, включая инжекшен-тест, мини-ГРП и основную закачку, составило 387 кубических метров.
На 30 сентября скважина на шестимиллиметровом штуцере отдала 220 кубических метров воды, ежедневно вынося по 15 кубов жидкости и 35 тысяч кубометров газа. Вода, которая выносится из скважины, собирается в резервуары и будет использована для поддержания пластового давления - её вывозят и закачивают в специальные скважины, задача которых «подтолкнуть нефтегазовый флюид снизу».
Динамика «поднятия» диаметра с двух миллиметров до шести, рост и стабилизация давления указывает на режим промышленной эксплуатации в районе 70-100 тысяч кубометров газа в сутки.
Если бы не было этих работ, то скважина, в которую в течение года вкладывались силы и средства Украины, осталась бы памятником устаревшей технологии бурения, которую до сих пор использует Бургаз.
Старое, неэффективное оборудование, на котором работают наши государственные компании, изношенное физически и морально, смогло добраться до глубины четырех километров ровно через год после начала бурения. Низкая скорость бурения привела к тому, что составляющие бурового раствора день за днём создавали непроницаемую для газа корку. После окончания бурения были проведены замеры объёмов газа на факеле, которые определили потенциальный дебит в объёме до 2 тысяч кубометров газа в сутки, и это был приговор для труда трёх десятков человек и нескольких десятков миллионов государственных денег – при таких объёмах добычи эта скважина не окупилась бы никогда. Она бы не смогла, даже, окупить стоимость шлейфа – труб протянутых от неё до установки подготовки газа для магистральных газопроводов.
Технологии середины прошлого века, которые использовались при бурении и исследовании скважины, дали минимальную информацию о состоянии пласта – 0,07-0,09 миллидарси – это ещё не «сланцевый» газ, но уже явно газ из плотного песчаника. Хорошая мощность пласта, около 20 метров, могла бы позволить использовать среднеобъёмный классический фракинг, который был бы не возможен год назад.
ЧТО БЫ БЫЛО ГОД НАЗАД, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО «СЕЙЧАС»
Год назад, скорее всего, команда по интенсификации Бургаза попробовала бы сбить корку от бурового раствора, которая накипела на забое в течение нескольких месяцев. Скин-эффект – явление при котором невозможно прохождение жидкости через породу, не был бы исследован, ГРП, если бы он был проведен – был бы проведен вслепую, и потенциал двадцатиметрового пласта вряд ли был бы реализован: во-первых, потому, что всё было бы на ощупь, а во-вторых, потому, что старый флот смог бы закачать всего 15-20 тонн пропанта. И мне тяжело представить фильтрацию воды до 5 микрон и её подогрев силами УГД год назад.
Несмотря на опасения популистов, которые беспокоятся о состоянии пластов на глубине нескольких километров – трещина после гидроразрыва пласта «зарастает» в течение нескольких часов, поэтому крайне важен объём расклинивающего агента, в данном случае – песка, который позволяет сохранить несколько миллиметров для прохождения углеводородного флюида к скважине. За последний год старый флот Укргаздобычи был модернизирован, что позволило в два раза поднять его производительность.
Год назад, после проведения ГРП скважина могла бы никогда не выйти на режим эксплуатации, потому, что не было работающего колтюбингового оборудования, с помощью которого скважине «помогают» очиститься. В течение этого года, две неработающих из-за отсутствия запчастей установки были отремонтированы, китайская морская установка – реконструирована, докуплены ещё четыре новых колтюбинговых установки производства NOV-Fidmash, которые сразу же после приёмки и ввода в эксплуатацию вышли на работы. Эффективность работы колтюбинга при проведении капитального ремонта скважины уже уверенно превысила 100% - нет скважин, которые при использовании колтюбинга не подняли дебит. Суммарный добавленный эффект «накопленного дополнительного газа» уже составил 26 миллионов кубометров газа. Если умножить это количество на 180 долларов – цену импортного газа за 1000 кубометров, мы получим почти пять миллионов долларов – это значит, что модернизация парка колтюбинговых установок уже окупилась и начала приносить прибыль каждую минуту.
Год назад государство потеряло бы эту скважину и сотню миллионов гривен в неё вложенных. Кроме того, только эта скважина, даже если она будет приносить 50 тысяч кубометров газа в сутки, увеличит добычу УГД на полтора миллиона кубометров газа в месяц, на 18 миллионов кубометров в год, через год окупится, а ещё через год позволит построить новую скважину. Надеюсь, что с помощью новых технологий.
ТАК ЧТО БЫЛО БЫ ЧЕРЕЗ ГОД, ЕСЛИ БЫ БЫЛО, КАК ГОД НАЗАД?
Через год, если бы не было «сейчас», была бы пробурена ещё одна «пустая» скважина, с вероятностью 70%, было бы потрачено на 3 миллиона долларов больше на закупку газа, а неработающим колтюбинговым установкам исполнился бы три года, а простой морской китайской установки исчислялся бы уже полутора годами.
Этой статьи бы не было, а была бы старая песня, как надо добиваться энергонезависимости с помощью диверсификации поставок российского газа через немецкий хаб.
Как по мне, проведение этого ГРП очень показательно – руководство УГД и Украина увидела, на что способна технология. Но это – с одной стороны, а с другой стороны, своими силами УГД сможет реализовать программу по интенсификации в лучшем случае через восемь лет, значит путь на использование внешних подрядчиков выбран правильно. УГД теперь узнало «стоимость» денег и времени Белоруснефти и Такрома, которые выиграли тендер на 100 ГРП.
Во-вторых, это ГРП показало полную несостоятельность сервисного подразделения – Укрбургаза, в современных реалиях нефтегазового рынка. Следы кукурузного крахмала, основы бурового раствора, который полностью закольматировал забой, лихо выносятся из скважины до сих пор, а срок бурения в год при современной скорости в три месяца – просто превращают нашу энергетическую независимость в слово «никогда».
В-третьих, благодаря этому ГРП была поставлена точка на экзамене по модернизации технологического парка УГД стоимостью в 10 миллионов долларов - теперь это не железо, а самый настоящий актив. Который, я бы вывел в отдельное подразделение, кстати, сосредоточив усилия УГД на добыче и переработке.
В-четвертых, Юрию Нагорняку удалось организовать работы и обучение персонала своими силами, используя внутренние резервы компании и опыт новой команды, не благодаря накопленному опыту, а скорее – вопреки ему. А это свидетельствует о том, что изменения в компании возможны.
Поздравляю УГД и всех нас, и хочу обратить внимание общественности на то, что белорусско-американские колтюбинговые установки, производства NOV-Fidmash, покрашенные в корпоративные цвета компании, потрясающе смотрятся на фоне украинского неба!