В пятницу 20 января взгляды всего мира были прикованы к событию, которое происходило в Вашингтоне. Инаугурация 45-го президента США Дональда Трампа проходила в атмосфере напряжений и больших ожиданий. Однако, мировой энергетический рынок уже давно приготовился к переменам и пытается сбежать с голодного пайка геополитической диеты в роскошное будущее, где будут торжествовать производители. И в котором никогда не будет такого гадкого для энергетика слова как «изобилие». Но прежде чем наступят эти времена, давайте оценим настоящее, чтобы точно знать расположение фигур на доске и наличие карт в колоде. Поехали:
Неудивительно, что сразу после вступления в должность Дональд Трамп опубликовал что-то вроде послания энергетическому сектору США, в котором дал понять, что он будет отменять обременительные регуляторные акты, такие как Climate Action Plan и Waters of the U.S. И многие работники энергетического сектора этому будут рады, ведь нормативная база США в последние годы стала меняться в сторону защиты климата и распространения возобновляемой энергетики, что несло существенную угрозу реальному сектору. В США в секторе энергетики и энергоэффективности трудоустроены 6,4 миллиона человек. Из них больше миллиона заняты в секторе угля, нефти и газа. И только 102 тысячи человек, для сравнения, работают в сегменте ветроэнергетики. Так что численное превосходство на стороне ортодоксов, и, по-моему, их время пришло. Но не только в Штатах наметилась положительная динамика для нефтегазового сектора.
Английская церковь не протестует против разработки сланцевого газа в Британии. Его преподобие эпископ Салисборский, Ник Холтэм - глава рабочий группы и Совета Церкви по экологии в отчете для правительства пишет, что сланцевый газ - это полезный инструмент для перехода к низкоуглеродной энергетике и должен эффективно развиваться, не мешая возобновляемым источникам. Они оценивали этическую сторону инвестиций в контексте стоящих перед Британией задач по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. Многим даже в голову не могло прийти, что для определения целесообразности начала работ в энергетическом секторе, связанного с инжинирингом, геологией и экономикой в 21 веке необходимо одобрение духовенства. Однако, это так и есть, и как инструмент лоббизма, не стоит исключать такие публичные заявления церковных авторитетов из практики всем тем, кто все еще стремиться выйти на добычу сланцевого газа в странах, в которых правительство пока не одобрило бурение.
Сейчас, если необходимо разобраться с мировой энергетической конъюнктурой, то надо обращать свое внимание на ситуацию в Китае. Это ключевой индикатор. Так вот, в этой плановой экономике, где нет места либеральному волюнтаризму, все не так скучно как кажется. Китай резко сократил каникулы для своих шахтеров, чтобы нарастить внутреннюю добычу угля во время роста цен на мировом рынке. Они все еще планируют достигнуть уровня добычи в 500 миллионов тонн к 2020 году и цена в диапазоне 80-90$ США создает маржинальный зазор, позволяющий наращивать обороты. Как сказал один управляющий шахты: «При сложившихся ценах, мы бы хотели иметь в сутках 72 часа, чтоб добывать максимум возможного». И нам понятен их азарт и кураж, ведь в апреле 2016 года правительство сократило количество рабочих дней для шахтеров в году с 330 до 276 по причине низких цен на уголь. И теперь шахтеры, которые работают на расстоянии почти тысячи километров от своих семей, попадут домой лишь под китайский Новый Год. Им обещают огромный по местным меркам бонус за сверхурочную работу - 7000 - 9000 тысяч юаней (чуть больше 1000$ США). А вы бы согласились провести дополнительный месяц своей жизни в шахте за такие деньги?
Но не только угольный сектор Китая влияет на мировой энергетический баланс сил. Обратим наше внимание на нефтяной сегмент. Частные нефтеперерабатывающие предприятия КНР получили квоту на импорт сырой нефти из-за рубежа, и в 2017 году она не превысила пороговые значения 2016 года. Даже наоборот, квота в 2017 году по оценкам аналитиков из JP Morgan составила 62% от показателей прошлого года и несет определенные риски для экспортеров. С ними торгуют все, начиная от Саудовской Аравии и Латинской Америки заканчивая трейдерами Trafigura Group, и во времена дикой конкурентной борьбы за рынки сбыта их объемы потребления имеют огромное значения для баланса мировых цен. Если присмотреться к историческим показателям импорта нефти огромной экономикой Китая, то можно отследить корреляцию со спросом частных НПЗ, так называемых в экспертной среде «teapots» или «заварочные чайники». Однако, возможно, урезанию квот есть причина, и такие действия правительства КНР обоснованы, ведь инфраструктура портов и технологий у частных НПЗ не модернизируется, им не хватает трубопроводов и емкостей для хранения продуктов, не хватает кредитоспособности и влияния на мировой арене. Кроме того, есть подозрения касательно чистоты их налоговой отчетности, и тут комплекс факторов может запустить принцип домино. Постепенно все большая доля рынка импорта нефти перейдет державным трейдерам, что вполне оправдывает государственный капитализм Китая.
Но этот обзор будет неполноценным, если не навести резкость на ситуацию, которая сложилась в Средиземном море. Все большее число крупных нефтяных гигантов наращивают свое присутствие в регионе и очевидно игра стоит свеч. Это не благотворительность и там зарабатываются деньги полным ходом. Гонка за природным газом в Восточном Средиземноморье развернулась нешуточная, ведь месторождение Зохр, по разным оценкам, содержит примерно 850 миллиардов кубических метров природного газа на площади 100 квадратных километров. Французская Total вместе с Eni и Exxon Mobile готовятся к бурению в водах Кипра, British Petroleum совместно с Eni ведут разведку в Египетских водах, а Noble Energy наращивает мощности в Израильском регионе. И вот пару недель назад Ливан преодолел последние политические препятствия для передачи своих оффшорных недр под добычу газа. И в Ливане еще есть свободные ниши для инвесторов и буровиков. Вполне вероятно, что такая активность в регионе через несколько лет сможет влиять на рынок газа всего Ближнего Востока. Время сейчас имеет ключевое значение.
Все эти тезисы указывают на исключительную важность настоящего момента и дают возможность менять свою стратегию и тактику в будущем. Наши инсайдеры на 100% погружены в энергетический рынок и делятся с вами самыми стоящими событиями и трендами. Даже если вы невероятно заняты и вовлечены в бизнес-процессы - оставайтесь с нами на связи. Возможности не возвращаются, знание рынка, как знание поля боя - это шанс уцелеть в турбулентные времена.