Тургунов Тимур, Petroleum engineer
Украинские добывающие компании вплотную подобрались к следующему шагу в развитии инвестиционных проектов в нашу нефтегазовую отрасль – осознанию того, насколько подход к системе тендерных закупок влияет на срок продуктивной работы скважин.
В существующей системе закупок заказчик и подрядчик имеют разнонаправленные цели. Заказчик стремится - снизить расходы, а подрядчик завысить цены, что, кроме всего прочего, создает предпосылки для коррупционных схем и не способствует эффективной реализации проекта. Применение экспертной оценки в этой системе позволит превратить тендерную процедуру в часть механизма достижения экономических целей инвестиционных проектов.
В процессе выполнения сервисных работ по бурению, цементированию, интенсификации добычи и ремонтно-изоляционных работ применяется широкое разнообразие химических добавок.
Выбор свойств этих реагентов (для буровых растворов, тампонажных материалов, жидкости для ГРП и т.д.) в значительной степени обуславливает успешность проведения сервисных работ и, в итоге, влияет на показатели добычи. С другой стороны, применение современных химреагентов существенно увеличивает затраты на строительство скважины.
Не подлежит сомнению необходимость предварительной оценки экологических, инвестиционных рисков при применении дорогих или дешевых химреагентов. Поэтому должен быть разработан такой экспертный подход, который позволит эти риски рассматривать с количественной стороны, и будет приемлем на этапе принятия решений и заключения договоров.
Поиск баланса между результативностью технологического решения и затратами его применение - непростая задача.
К сожалению, существующий принцип проведения тендерных закупок приводит, главным образом, к поиску наиболее дешевых предложений, выполняющих заданные минимальные технические требования и перечень факторов, которые могут в дальнейшем рассматриваться, как основа для оценки правильности решений - недостаточен.
Такой подход приводит к тому, что подрядчики вынуждены искать наиболее бюджетные решения, близкие к минимальной планке требований, вместо поиска и разработки наиболее эффективных решений, повышающих вероятность увеличения доходной части инвест-проекта заказчика. В итоге это приводит к увеличению финансовых, технологических и экологических рисков.
Ярким примером подобной политики является катастрофа в Мексиканском заливе, экранизированная Голивудом в художественном фильме «Глубоководный горизонт».
Цепь событий, приведшая к трагическим последствиям, была вызвана системой закупок, направленной на минимизацию затрат (экономия на оборудовании, коммуникациях, химических добавках для буровых растворов, цементирования и т.д.).
Естественно, существуют объективные сложности с оценкой параметров химических реагентов и технологических комплексов, в которые они входят, с точки зрения их влияния на конечный результат (показатели добычи).
Для того чтобы определить эту связь, необходимо выделить проблемы, которые должен решать технологический комплекс, оценить скважину по степени сложности этих проблем. Затем, выделить группу важнейших параметров технологического комплекса, способствующих решению этих проблем. По каждому параметру необходимо построить зависимость значения от балла (от 0 до 100) эффективности. При этом методика определения значения параметра должна учитывать индивидуальные условия применения (температура, давление, технология проведения работ).
Сопоставляя общую оценку сложности и интегральную оценку эффективности предлагаемых решений, можно рассчитать прогнозный уровень рисков достижения проектных параметров инвест-проекта.
Это также позволит классифицировать технологические решения по категориям эффективности и обосновывать разницу ценовых категорий.
Несомненно, такую оценку должен давать независимый эксперт для объективности процесса. Введение в систему проведения закупок независимых экспертных оценок позволит дополнить тендерную процедуру, превратив ее в механизм осознанного выбора технологических решений. Такой подход позволит повысить безопасность, управляемость и срок эксплуатации новых скважин.
Уже несколько лет я участвую в работе по созданию экспертной оценки рисков с помощью создания математической модели, которая позволяет визуализировать и количественно оценить многомерность возможных решений, и я призываю нефтегазовое сообщество к диалогу по этому вопросу.