Каким был для вас прошедший год?
Это был год очень быстрых изменений, серьезных испытаний. Я бы сказал, в некотором смысле, это был стрессовый год. Газодобыча - инвестоемкий бизнес. Чтобы получать здесь отдачу, нужно много вкладывать и делать это регулярно. Конечно, в условиях глобального экономического кризиса, усиленного пандемией, рискованность любой инвестиции в разы возрастает. И тех сумм, которые являются ощутимыми для развития газодобычи, может просто не быть. Для понимания наша группа компаний Smart Energy сократила в этом году свою инвестиционную программу более чем на треть. Для добычи - это стресс.
Что, на ваш взгляд, нужно сделать в первую очередь, чтобы отрасль смогла восстановиться и успешно двигаться дальше в новых условиях?
В условиях, когда инвестиционная привлекательность отрасли падает, необходимо ее поддержать определенными действиями со стороны государства: налоговые льготы, упрощение разрешительных процедур, увеличение срока действия работающих льготных инструментов (например, понижение ренты для новых газовых скважин) - все это смягчит удар от экономического кризиса . Многие государства, которые понимают вклад отрасли добычи углеводородов в общее благосостояние, такие шаги сделали еще весной.
Что вы считаете главным достижением по итогам года? (Личным/своей компании)
Для меня главное достижение компании Smart Energy в росте производственных показателей: мы стабильно увеличиваем объемы добычи углеводородов. В этом году за 11 месяцев уже имеем 366,7 млн куб м газа - почти столько, сколько добыли за весь прошлый год (369 млн куб м). Такую динамику удается поддерживать, несмотря на сокращение инвестиций, изменения в работе и естественное истощение пластов, благодаря рациональному просмотру нашей производственной программы и, конечно, высокому профессионализму наших специалистов.
Какой совет вы бы дали своим коллегам? Что поможет бизнесу лучше адаптироваться к изменениям?
Для Smart Energy важным залогом нынешней стабильности стала скорость реагирования на изменения. Мы буквально на следующий день после объявления карантина по всей Украине перешли в дистанционный формат работы для офисных сотрудников и режим двухнедельных (а затем и трехнедельных) вахт для команд на промыслах. Оперативно пересмотрели в сторону оптимизации наши операционные бюджеты. Пересмотрели условия сотрудничества с подрядчиками. Усилили санитарно-гигиенические процедуры на всех объектах. Такие быстрые и одновременно продуманные шаги дали очевидный результат: пандемия не отразилась на наших производственных результатах, а случаи заболевания у нас очень точечные и сразу локализуются, даже если речь идет о промышленной вахте.
Какие цели ставите на следующий год?
Сохранить добычу на нынешнем уровне, развивать все активы, как минимум начать бурение на двух из пяти наших месторождений, провести реконструкцию ВЗСУ (временная замерная сепарационная установка) Мехедовско-Голотовщинского месторождения. Потенциально фокус нашего внимания должен сместиться на новый актив - Свистункивско-Червонолуцкое месторождение, там почти 15 лет ничего не делалось и оно сегодня в довольно запущенном состоянии. Однако, учитывая ситуацию с судебным делом, которое ведет ПАО «Укрнафта» против бывших владельцев специального разрешения на месторождение, полноценно разрабатывать его пока не рационально.